Трансформация структуры занятости: эра роботизации и человечности

Nika Bobro
10 min readDec 27, 2019

Как выглядит сегодняшний день?

Перефразируя Германа Грефа («В цифровой экономике тот, кто побеждает, забирает все»), можно утверждать, что «мы вступаем в эпоху победителей», остальным придется выживать, и это будет непросто. Такие события, как DIGITAL RETAIL FORUM привлекают внимание, прежде всего, тем, что рынок ритейла и eСommerce является одним из самых динамично развивающихся, а потому отражает не только покупательскую способность населения, но и изменение структуры занятости и востребованности профессий, причем сразу на больших цифрах. Ритейлеры серьезно и быстро эволюционируют, идет глубокая трансформация ИТ подразделений — если раньше им отводилась роль поддерживающих служб, то сегодня ИТ департаменты выходят на первый план как подразделения, которые вместе с продажами и маркетингом развивают бизнес. Создаются и принципиально новые, ответственные за цифровую трансформацию и внедрение новых моделей взаимодействия с клиентами, поставщиками и собственными сотрудниками.

Относительная легкость создания электронных сервисов для ритейла уже выразилась в трансформации их бизнес-процессов — стоит взглянуть на карту IT решений:

· Управлением отношением с поставщиками

· Управлением отношением с клиентами

· Управлением отношением с сотрудниками

· Управление поставками и складами

· Управление техобслуживанием и ремонтами

· Управление категориями

· Управление ценами

· Операционные (управление процессами, согласования, отчетности..)

Ритейлеры создают целые экосистемы бизнесов, выходя ближе к покупателю с программами лояльности, возможностями доставки и бесконтактных операций, наращивают регионы и районы присутствия, создавая новые и новые бизнес-процессы, одновременно стараясь не усложнять сам бизнес — потому автоматизируют как можно большее количество операций. В это же время менеджмент получает больше прозрачности процессов, возможность оптимизировать их, больше информации о структуре потребительского спроса и трансформации предпочтений, и в результате — больше возможностей для развития. Ежегодно Deloitte проводит бенчмарк глобальных трендов технологизации, и последнее [1] прямо указывает на появление принципиально новых решений, которые внедряет бизнес, а именно

  • BIG Data
  • IOT
  • AI / Machine learning / Нейронные сети
  • VR / AR

Крупные игроки уже сейчас настраивают и используют эти инструменты в своей работе — применение BIG DATA, AI, VR/AR, SMART контактов, нейронных сетей для создания и аналитики портрета клиента, увеличения продаж, минимизации расходов, управлением складскими помещениями и логистикой… Если в 2018 году лишь 1/3 опрошенных CIO[2] говорили о том, что занимаются разработкой цифровой стратегии компании, то в 2019 каждая вторая компания уже ее реализовывает. И это требует принципиально новых знаний и компетенций, которые помогут осуществить такие преобразования. Не так давно из крупнейшего новостного издания мы узнали о том, что несколько ритейлеров пилотируют проекты полностью с полностью автоматизированной системой покупок — без кассы[3] (X5, Metro) — для входа в магазин нужно приложение «Пятерочка с собой»: система формирует динамический QR-код, покупатель может отсканировать его и попасть в торговый павильон, где продается около 250 наименований продукции, а оплатить покупку можно на кассе самообслуживания или через приложение.

Что это означает?

Сейчас в крупнейших группах занята довольно большая часть населения (в X5 трудится более 270 000 человек, в МАГНИТе — 295 000, Auchan — 354 000, Лента — 40 000, Leroy Merlen — 35 000, МВидео — 18 000, Красное&Белое — 50 000). Новые форматы торговли — это, прежде всего, новые способы ведения бизнеса, а соответственно, новые задачи и вызовы, требующие принципиально новых знаний и навыков. В своем годовом отчете X5 Retail Group прямо заявляет о том, что в течение ближайших трех лет будет создавать «новые инновационные компетенции с тем, чтобы построить ритейлер следующего поколения, повышать операционную эффективность» (за счет замены стандартизированных операций — диджитальными решениями) — часть сотрудников станет просто не нужна, т.к. большая часть функций будет автоматизирована или передана на аутсорс (современные ОЦО тому пример — бухгалтерия, HR, IT, юристы, закупки, анализ данных), плюс за счет проектной деятельности увеличится доля фрилансеров, привлекаемых на конкретные проекты. Часть сотрудников будет переходить на неполную занятость за счет привлечения студентов, молодых мам и т.д. Все профессии, которые могут быть заменены технологией или программой — будут заменены. McKinsey Global Institute (MGI) дал прогноз, что к 2030 году 15% всех рабочих мест в мире будут заменены технологиями[4], а в розничной торговле 54%, вдумайтесь в эти цифры.

BCG[5] разделяет трудоспособное население на три группы:

· Категория «Умение»: более 50% задач — это повторяющиеся типовые задачи, преимущественно физический труд. Подготовка не требуется или осуществляется в рамках короткого цикла обучения. Например: уборщики, продавцы, водители, грузчики, охранники.

· Категория «Правило»: более 50% задач — это техническая, рутинная работа. Принятие решений происходит в рамках предписанных правил и инструкций. Требуется специализированная, прикладная подготовка. Например: слесари, бухгалтеры, медсестры, офисные администраторы.

· Категория «Знание»: более 50% задач подразумевают аналитическую работу, импровизацию, творчество, работу в условиях неопределенности. Имеется высокая автономность при принятии решений. Требуются высокий уровень образования, длительный цикл подготовки, широкий кругозор. Например: преподаватели, врачи, ученые, высококвалифицированные инженеры, руководители. говорит о том, что экономика будущего даст хорошие возможности для людей предлагает карту компетенций будущего. И говорит о том, что только у третьей категории есть шансы успешно жить и развиваться в экономике будущего.

И уже сейчас можно обозначить отмирающие профессии - уходят рутинные процессы: корректура, перевод, колл-центр, аналитик, диспетчер, бухгалтер, стенографист, сметчик, зав складом, охранник, водитель…Это одна сторона процесса.

Другая сторона предполагает необходимость компании обеспечить себе интеллектуальное лидерство для сохранения текущей позиции и новых прорывов. Это уже сейчас приводит к появлению принципиально новых должностей. С другой стороны, к нехватке экспертов нового профиля, требующей привлечения внешних профессионалов в подобной экспертизой — и это точечные решения, когда необходимо создать и возглавить направление. Важной задачей будет обратить взгляд в сторону своих сотрудников и начать их немедленный апгрейд с точки зрения развития инновационных компетенций, а также развивать и менять культуру компании в целом.

В Российском атласе новых профессий сейчас стоит значится порядка 200 новых профессий, но в новой редакции их будет порядка 400. Востребованы:

1. Product Owners

2. Digital Marketing

3. Руководители нового типа

4. Технологи-инноваторы

5. Креативные люди, способные мыслить критически

Причем, если смотреть укрупненно (на «большие данные»), то можно сказать, что для России ситуация в каком-то смысле даже благоприятная — позволяющая предприимчивым умным людям создавать реальную ценность для бизнеса, в принципе, то, что мы умеем делать хорошо. Не штамповать готовые (и не самые хорошие) идеи, а создавать креативные разработки, уникальные, малосерийные, нестандартные продукты, ведь Цифровая экономика есть не что иное, как экономика кастомизированных продуктов.

Но я бы смотрела шире, не на профессии будущего (потому что в 2020 году Атлас профессий будущего будет выглядеть принципиально иначе), а на навыки, которые обеспечат востребованность — это мягкие навыки, все их типы. Другими словами, в эпоху роботов, востребованными будет человечность и человеческие качества. В эпоху, когда компании в прямом смысле слова бьются за привлечение талантов, человечность будет тем самым конкурентным преимуществом, которое сможет обеспечить привлечение и удержание ценных талантов, а также правильную культуру. За свою жизнь человек будет менять несколько профессий, поэтому важным навыком будет уметь адаптироваться, чтобы не держать ритм и скорость изменений окружающего мира.

Общая тенденция такова: T-компетенции заменяются #-компетенциями (вертикальные полоски — означают глубокие познания в двух и более областях, горизонтальные — коммуникативные навыки и широкий кругозор), и это будет must have для успешности ввиду того, что уже сейчас мы наблюдаем конвергенцию функционалов разных подразделений в компании, это означает, что работа будет вестись не только в рамках своего подразделения, но на стыке взаимодействий разных подразделений.

Жесткими навыками становится все легче овладеть — многочисленные образовательные ресурсы, тренинги и бизнес-литература позволяют сделать это не вставая с дивана, и это тоже тенденция, успешные люди уже сейчас обладают тремя-четырьмя высшими образованиями по разным направлениям (у меня самой — четыре). Система образования радикально меняется: если посмотреть на системы адаптации, образования и развития в современных компаниях, то, можно сказать, что именно они оказывают влияние на развитие и становления профессионала, они максимально приближены к реальности и готовят специалистов, которые будут справляться с ежедневными вызовами бизнеса, и они готовят качественно, для себя же стараются. Это что касается жестких навыков. Это я еще не говорила о таких способах обучения, которые описаны в фантастических фильмах, например, в «Матрице», когда Нео за десять секунд изучил джиу-джитсу — это фантастика и звучит смешно, но и скайп когда-то не существовал.

Поэтому предложу подумать вот над чем: что эффективнее — развивать конкретные навыки, востребованные сегодня или развивать навыки, которые позволят получать компетенции, востребованные завтра? Я бы выбрала второе.

Эту гипотезу подтверждает широкомасштабное исследование ВШЭ «Что такое цифровая экономика?[6]», выделяющая основные тенденции:

1. Снижение спроса на профессии, связанные с выполнение формализованных повторяющихся операций

2. Сокращение жизненного цикла профессий в связи с быстрой сменой технологий

3. Повышение требований к soft skills — обладанию социальным и эмоциональным интеллектом, т.е. в конечном счете теми способностями, которые отличают человека от машины

4. Рост спроса на специалистов, обладающих «цифровой ловкостью» (digital dexterity) — способностью и желанием использовать новые технологии в целях улучшения бизнес-результатов

Вызов, в данном случае в том, что будущее наступило, оно уже — настоящее. Пока мы учились в бизнес-школах сложным бизнес-кейсам, осваивая стратегии выхода на рынок и стили лидерства, поменялось чуть более, чем все. И в этом прогрессирующем будущем-настоящем все другое: другие ценности, другие отношения, другие требования к успеху. Приспособление к современному безумному темпу требует определенных усилий, потому что если не умеешь быстро акклиматизироватья, то непременно отстанешь, отдавшись обстоятельствам, которые будут определять контуры твоей жизни. Наверное поэтому в тренде сейчас самосовершенствование, подкрепленное призывами известных спикером и бизнес-школы стать лучшей версией себя, собой 2.0[7]. Осознанность ведет к пониманию, что нужно меняться, причем, быстро и постоянно. Наверное поэтому же современных успешных лидеров можно охарактеризовать термином психиатра Клаудио Нарахно — им присуща «сверхбдительная гиперинтенциональность». Вынужденный постоянно различать потенциальную и мнимую угрозу, поглощать всю поступающие данные, не терять горизонт событий, мозг лидера постоянно занят анализом информации через призму определенной цели. То есть, все, что он узнает, он так или иначе пытается приложить к своему делу. KornFerry недавно опубликовали результаты исследования, в котором рассмотрели качества и характеристики, которыми хорошо бы обладать современному лидеру, но обладают ими не более двух из десяти[8]. Ключевой навык — адаптивность, раскладывающийся на умение предвидеть, вдохновлять, управлять идеями и выстраивать партнерские и доверительные отношения.

И это хорошо иллюстрирует поведенческий паттерн для функционирования в будущем-настоящем. Другими словами, давайте сформулируем навыки, которые позволят быть успешными в современных сверхзвуковых полетах бизнеса:

1. Любознательность и умение находить и структурировать информацию, масштабное мышление — умение знать, что читать, а что не читать, умение фильтровать входящую информацию, не ходить на все мероприятия без разбора. Любознательность приводит к широкому кругозору, который, в свою очередь, обуславливает дальнейшее развитие, наращивание социальных связей и так далее. Чем больше знаешь, тем больше интересного вокруг видишь. Причем, любые сведения могут пригодиться где угодно, даже не столько из-за конвергенции научных знаний, сколько из-за того, что все науки изучают одну и ту же реальность, просто с разных сторон. Чтобы построить дом, нужно учитывать мнение всех — и специалиста по фасадам, по интерьерам, по подвалам, сантехников, электриков, и так далее. Просто подумайте, почему Шерлок Холмс и Эйнтшейн играли на скрипке, а Льюис Кэролл посещал лекции по высшей математике?

2. Challenge Quotient (CQ) — умение справляться с вызовами, которое можно условно разделить на следующие навыки: адаптивность и умение импровизировать, ассертивность, а также способность справляться со стрессом. Простая адаптивность предполагает пассивность и ре-акцию. В отличие адаптивности, challenge quotient предполагает способность к ментальной и физической активности по отношению к меняющейся реальности для обеспечение успешного существования[1] и выживания, частности. Волатильность, как главная характеристика реальности, как бы предлагает принять участие в такой активности, из чего следуют две модели поведения: to challenge или to adapt. Это про умение анализировать происходящее вокруг и вот эти непрерывно падающие новости при правильном подходе позволит структурировать эту информацию в способ действия. Действовать придется в условиях конкуренции и без ресурсов, а потому критически важными умениями для бизнес-лидера становятся умение организовать и замотивировать команду и получить под нее ресурсы, другими словами — влияние. Все это требует постоянной вовлеченности, которая неизбежно приводит к колоссальной напряженности и стрессу. В таких условиях крайне важно уметь регулировать свое состояние, управляя своей нагрузкой и регулируя психоэмоциональное состояние.

3. Влияние и взаимодействие, эмпатия, понимание, сердечность, искренность, ницшеанское “человеческое, слишком человеческое”. Недавно новостной канал сообщил: компания Talespin создала симуляцию, которая разработана для того, чтобы помочь людям научиться «мягким» навыкам управления и подготовить топ-менеджеров к общению с сотрудниками[9]. То есть, искусственный интеллект учит человека быть человеком. При этом, именно эти — человеческие — качества будут определить успешность — при выстраивании взаимодействия и маркетинговых/сейловых контактов с клиентом, при взаимодействии в команде, выстраивание команды будущего. Про это можно отдельно и долго рассказывать, но если будешь относиться к своей команде как к команде победителей, она именно такой и станет. Причем команда всегда будет немного разношерстной, что как раз будет обуславливать ее успешность, но она должна состоять из умных людей. Критическая масса смарт людей качественно меняет бизнес. Неважно, идет ли речь о старптапе в три человека или огромном вертикально-интегрированном конгломерате в пятьдесят тысяч человек.

Все эти навыки — это must-have, если мы хотим победить (а, вспоминая Германа Грефа, кто побеждает, получает все). Хочу заметить, что это широкие категории, включающие в себя наиболее простые: знание иностранных языков, самосознание, обучаемость, управление ресурсами, организация своей деятельности, анализ данных, ответственность, инициативность, креативность, коммуникабельность, ораторское мастерство, искусство убеждения, делегирование, постановка задач, формирование команд, настойчивость, ассертивность, клиентоориентированность, эмпатия, умение брать и давать обратную связь, переговорные навыки, знание психологии, философии, экономики, финансов и так далее. Дальше будет сложнее, потому что плотность информации на единицу времени увеличивается, а умение обработать эту информацию остается на прежнем уровне, в этом я вижу ключевой вызов, с которым пока что никто не учит справляться. Отсюда информационный передоз и стресс. Научные и бизнес-форумы рассматривают этот вопрос, но на обсуждении все и заканчивается, поговорили и разошлись с формулировкой «то, как мы работаем — не работает, но очень важно было это все обсудить». И ушли разбирать подвал из писем. В какой-то момент важно понять, что то, что ты делаешь сейчас, и есть дело твоей жизни. Завтра не будет, потому что оно уже наступило сегодня.

[1] Deloitte Tech Trends 2019

[2] Deloitte’s 2018 global CIO survey

[3] https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/09/06/810678-x5?sfns=mo

[4] https://future.vedomosti.ru/job/v-blizhaishie-desyat-let-lishnimi-na-rabote-stanut-400-mln-chelovek

[5] BCG: Россия 2025: от кадров к талантам

[6] НИУ ВШЭ «Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение»

[8] KF ‘The Self Disruptive Leader’

[9] https://thebell.io/uvolit-bez-slez-i-isteriki-virtualnyj-personazh-barri-uchit-nachalnikov-razgovarivat-s-podchinennymi/

--

--

Nika Bobro

Executive | Board Member | Human Capital Professional