Как профессиональным управленцам пережить agile-апокалипсис?

Nika Bobro
6 min readJan 26, 2020

Именно так поставил вопрос фаундер клуба профессионалов в области управления проектами PMProClub на очередном митапе, один из самых умных собеседников, к слову. Ну хулиган, что тут скажешь (привет, Арсений). А вопрос отличный, и задан правильно, если умеешь читать. На этом митапе я зачем-то рассказывала профессиональным PM про тренды, возможности развития их карьеры, и про то, что чем большим количеством альтернативных инструментов ты владеешь будучи в базе классическим (системным) проджектом, тем лучше, но знание системы — критично. Обсудим?

‘Keine Panic’ говорила преподша по немецкому, когда я вообще не зная языка пришла учить его на интенсив — там все было по-немецки, я не понимала ничего и иногда просила расстрелять меня, она что-то отвечала по-немецки. Тогда я прочувствовала этот ваш проджектовский «все горит, и ты горишь, и ты в аду». Но паниковать действительно не стоило. Есть такой тренинг «Контекст» Владимира Герасичева, на котором он в течение двух дней учит взрослых людей тому, что событие само по себе никакое, оно просто факт, и мы сами выбираем, как относиться к этому факту, но люди часто путают сам факт и свою интерпретацию этого факта. Так вот Герасичев учит замечать свои привычные механизмы реакции и реагировать иначе. Давайте послушаем умного дядю и рассмотрим agile не как апокалипсис, а как набор инструментов управления процессами, которые кто-то у себя внедряет.

С точки зрения больших процессов, в бизнесе и в целом в экономике можно выделить следующие тенденции (поможет нам в этом недавнее исследование НИУ ВШЭ):

  1. Трансформация условий жизни человека
  2. Новые бизнес-модели
  3. Цифровизация промышленности
  4. Цифровое госуправления
  5. Цифровизация науки

На митапе еще прозвучало страшное: цифровизация стоматологии…То есть, эволюционируют все сферы, что выражается в:

  1. Оптимизации/Автоматизации/Трансформации/Диджитализации таких бизнес-процесов, как
  • Управление отношениями с поставщиками, клиентами, сотрудниками
  • Управление поставками и складами
  • Управление категориями и ценами
  • Управление техобслуживанием и ремонтами
  • Операционные процессы (управление процессами, согласования, отчетности и так далее…

Это делается на основе внедрения инструментов BIG DATA, AI, VR/AR, SMART контактов, нейронных сетей для создания и аналитики портрета клиента.

  1. Первое сопровождается глубокой трансформация ИТ подразделений, которые приобретают задачи бизнес-архитектора, ИТ-бизнес-партнера, проектного офиса по трансформации (реинжиниринга) бизнес-процесов, и, в некоторых случаях, — проектного офиса по диджитализации (ну или он создается дополнительно, туда, кстати, набирают исключительно опытных PM/PO).
  2. Эти процессы обуславливают конвергенцию функциональных областей, так как основная работа по первым двум пунктам сосреботочена на стыке работы подразделений. Deloitte еще в 2018 году в своем исследовании Tech Trends 2018 Symphonic enterprise сообщал: «The theme of this year’s Tech Trends report is the symphonic enterprise, an idea that describes strategy, technology, and operations working together, in harmony, across domains and boundaries».
  3. И из вышесказанного еще одна модальность: T-компетенции заменяются #-компетенциями (вертикальные полоски означают глубокие познания в двух и более областях, горизонтальные — коммуникативные навыки и широкий кругозор). Именно такой набор компетенций сейчас востребован.

Ничего не напоминает? Следите за руками, все эти тенденции четко ложатся на то, что делает PM — работа на стыке подразделений для обеспечения трансформации бизнеса. Давайте еще раз, PM управляет скопом, бюджетом, временем и качеством конечного продукта (Проекта), а также ресурсами, закупками, рисками, и взаимодействием всех со всеми. PM универсален и является одновременно экспертом в нескольких сферах.

Компетенции PM в широком смысле можно разделить на

  • Technical project manager (знание предмета)
  • Leadership (лидерство и влияние)
  • Strategic & Business Management (изменение бизнеса)

Для чего мы это обозначили? Чтобы показать, что в современных экономических реалиях это самые востребованные компетенции, рассмотрим на примерах:

  1. Лидеры рынка платформенных решений Yandex и Mail.Ru создают собственные экосистемы, чтобы конкурировать с Amazon, Apple, Facebook и др., в том числе за счет вхождения в капитал высокотехнологических стартапов.
  2. Сбербанк уже давно анонсировал глобальность своего бизнеса и стал ИТ компанией «Сбер», создал собственную экосистему. ВТБ на очереди.
  3. Норильский Никель, Газпромнефть, Полюс Золото, создали проектные офисы по трансформации и реализуют сотни проектов по автоматизации, систематизации и трансформации бизнес-процессов, и даже операционной модели.
  4. АО «Вертолеты России» внедряют комплекс цифровых технологий в конструкторско-технологическую подготовку (системы трехмерного проектирования), а также ведет трансформацию систем планирования, контроля качества и мониторинга производства.
  5. ПАО «УАЗ» создал «Цифровую платформу УАЗ», в рамках которой осуществляется разработка принципиально новой платформы внедорожника-2020. Компания запустила проект по внедрению технологий цифровой фабрики.
  6. МАГНИТ и X5 начали глобальные проекты по диджитализации и оптимизации.
  7. Небольшие ИТ компании (и растущие ИТ стартапы) сначала выбрали двигаться в направлении Agile/Scrum, что обеспечивало им быстрый рост, но примерно через год жизни они начали упорядочивать бизнес-процессы и повернули головы в сторону старого-доброго PM. А какую деятельность развел ДИТ Москвы, достаточно взглянуть на карту цифровых решений.

Я просто хочу напомнить, что внедрение любого нового технологического решения — это сложный проект, по которому нужна проектная документация, база знаний, спрогнозированные ресурсы, прозрачность процессов/коммуникаций и предсказуемость результата в срок в ресурсах. Собственно, я пытаюсь сказать вот что: большинство людей пытаются предсказать, какие профессии и должности будут востребованы. А давайте посмотреть шире — какие компетенции будут востребованы, так мы увидим возможности для развития через призму задач бизнеса. На каких позициях PM может с одной стороны дать максимальный value бизнесу, с другой — не только не потерять экспертизу, но и профессионально вырасти:

1. Управление портфелем проектов (Program Management, Portfolio Management, Change Management, Руководство проектами трансформации, Руководство офисом трансформации, Руководитель проектных офисов).Основная задача Portfolio Manager — декомпозиция стратегии компании в портфель проектов, обеспечение выполнение ряда кросс-функциональных инициатив/проектов, и использованиям прозрачных и единых методик и метрик. Здесь и финансовое планирование, организация и координация команд, митигация рисков, выработка методологии и контроль взаимосвязи задач проектов и обеспечение коммуникаций. Основная задача Руководителя по трансформации бизнес-процессов — выстроить работу по описанию, анализу и совершенствованию бизнес-процессов, разработав соответствующий инструментарий и организовав работы команд или от дельных экспертов, внедрить корпоративные стандарты.Основная задача Руководителя по внедрению цифровой стратегии — разработать эту стратегию (и методологию внедрения) на основе анализа трендов и опыта по цифровой трансформации и превратить это все в проекты. И вести часть их них.

2. Управление продуктом (Product Ownership) как результат развития внедренного проекта. Основная задача Продакта — создание, развитие, поддержка и продвижение продуктов компании, курирование проектов по разработке, постановка задач внутренним и внешним исполнителям (человек отвечает за проджектов, аналитиков, разработку, тестирование и бог знает еще кого в своей команде), отвечает управление бэклогом проекта и декомпозицию задач, и, главное, постоянно взаимодействует с бизнес-заказчиком и смежными подразделениями для актуализации продукта.

3. Переход в ИТ подразделение в случае его развития в роли IT Business partner (или в Диджитал подразделение в случае его создания) для обеспечения продолжения трансформации. Основная задача IT Business partner — управление полным циклом взаимодействия ИТ-подразделения с вверенной бизнес-функции, приоритизация и обеспечение проектных инициатив бизнес-функции, проработка архитектурных решений и управление проектами.

4. Переход в бизнес-функцию в качестве Руководителя направления по автоматизации (IT Business Partner наоборот). Основная задача такого человека — управление полным циклом взаимодействия бизнес-функции и ИТ с целью максимизации производительности, сюда входит также управление функциональными требованиями и изменениями по проекту, управление рядом проектов и вот это вот все.

5. Переход на руководство технической/ИТ/диджитадл функцией в роли CTO / CIO / CDTO. Их основные задачи довольно близки другу — создание внутри компании гармоничной экосистемы (архитектуры), прозрачной, понятной, повышающие эффективностьи отказоустойчивость бизнеса.

6. Переход на роль Операционного/Исполнительного директора или даже Генерального директора, потому что их основная задача — организовать ресурсы и настроить бизнес внутри таким образом, чтобы были достигнуты бизнес-показатели. По этому (как и по каждому пункту) могут возникнуть вопросы, скажу так: it depends, все зависит от компании и задач. Просто смотрите шире на возможности применения себя в своей же компании, увидьте проблемы и станьте подорожником.

В общем, отвечая на вопрос: «заменят ли гибкие методологии классический подход?», скажу «не сейчас, это точно». Те, кто знает основы, владеет классическим подходом, будут супервостребованными. Важно продолжать развиваться и повышать свой Challenge Quotient (CQ). Интегрированный подход в использовании ресурсов на базе классики — это наше все. Классический project management жил, жив и будет жить. Не думаю, что открыла новый континент профессионалам проектного управления, чьи компетенции включают именно развитые мягкие навыки, поэтому скажу так: в этом безумном-безумном мире лучшая инвестиция в себя — это полноценный отдых, даже если ваша работа является смыслом вашей жизни. Потому что отдохнувший мог может оценить факт как факт, посмотреть с новой стороны, о чем говорили вначале. Отдых как переключение деятельности может дать новый импульс Вашей карьере. Хуже эмоционального выгорания может быть только эмоциональное подгорание (шучу). Хуже эмоционального выгорания нет ничего, особенно если работа является смыслом жизни (как говорит мой психолог, “тебя спасет только две тысячи часов психотерапии”). Нет времени на отдых? Бросьте, вы точно можете его создать — вы же проектные менеджеры, для вас нет ничего невозможного.

--

--

Nika Bobro

Executive | Board Member | Human Capital Professional